ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
29.08.2019
Заместитель директора по УВР Шишкова Т.Н.
В соответствии с национальной доктриной образования Российской Федерации (2000 – 2025 г.г.) самой актуальной проблемой модернизации образовательной системы Российской Федерации является проблема повышения качества образования.
Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.
Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.
«Банк слагаемых» качественного образования:
- деятельность учителя, направленная на повышение качества знаний;
- рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний учащихся;
- использование информационных технологий в целях повышения качества знаний учащихся;
- роль мотивации в повышении качества знаний учащихся;
- личностно-ориентированный подход;
- работа со слабоуспевающими учащимися;
- роль мониторинга обученности, личных достижений, личностного роста каждого учащегося, коррекция знаний по результатам в повышении качества знаний учащихся.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и педагоги как участники образовательного процесса.
По итогам каждой четверти и учебного года учитель должен осуществлять глубокий анализ учебных достижений учащихся по учебным предметам. Анализируя, сколько учащихся обучаются на низком, удовлетворительном, среднем, достаточном и высоком уровнях, учитель намечает пути дальнейшей совместной деятельности с учащимися.
В МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 ведётся работа над совершенствованием системы обеспечения качества образования, представляющей собой совокупность средств и технологий, гарантирующих достижение таких образовательных результатов, которые отвечают заданным нормативам, критериям, стандартам и запросам потребителей.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется в рамках внутренней оценки, включающей различные оценочные процедуры (стартовая диагностика, текущая оценка, портфолио, процедуры внутреннего мониторинга образовательных достижений, промежуточная и итоговая аттестации обучающихся), а также процедур внешней оценки, включающей государственную итоговую аттестацию, независимую оценку качества подготовки обучающихся и мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
Для оценки результатов деятельности приоритетными являются оценочные процедуры, обеспечивающие определение динамики достижения обучающимися образовательных результатов в процессе обучения.
Динамика качества обученности по параллелям классов
Параллель классов |
2016-2017 уч. год |
2017 – 2018 уч. год |
2018 – 2019 уч. год |
||||||
всего уч-ся |
обучаются на 4 и 5 |
всего уч-ся
|
обучаются на 4 и 5 |
всего уч-ся |
обучаются на 4 и 5 |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||||
2 класс |
52 |
29 |
56 |
59 |
36 |
62 |
55 |
33 |
60 |
3 класс |
43 |
15 |
35 |
52 |
28 |
54 |
52 |
35 |
60 |
4 класс |
50 |
30 |
60 |
44 |
13 |
30 |
56 |
24 |
49 |
Начальное общее образование |
145 |
74 |
51 |
155 |
77 |
50 |
163 |
92 |
56,4 |
5 класс |
50 |
17 |
34 |
53 |
31 |
58,5 |
46 |
13 |
28,3 |
6 класс |
57 |
18 |
31,6 |
49 |
18 |
36,7 |
51 |
25 |
49 |
7 класс |
57 |
18 |
31,6 |
59 |
23 |
39 |
47 |
12 |
25,5 |
8 класс |
64 |
15 |
23,4 |
52 |
13 |
25 |
59 |
21 |
35,6 |
9 класс |
40 |
15 |
37,5 |
55 |
18 |
32,7 |
51 |
13 |
25,5 |
Основное общее образование |
258 |
83 |
32,2 |
268 |
103 |
38,4 |
254 |
84 |
33,1 |
10 класс |
20 |
10 |
50 |
17 |
10 |
58,8 |
24 |
11 |
45,8 |
11 класс |
22 |
10 |
45,45 |
21 |
12 |
57,1 |
14 |
11 |
78,6 |
Среднее общее образование |
42 |
20 |
47,6 |
38 |
22 |
57,9 |
38 |
22 |
57,9 |
По школе |
445 |
177 |
40 |
461 |
202 |
43,8 |
445 |
198 |
44,5 |
Если раньше в стандартах речь шла только о предметных результатах, то теперь стандарт ориентируется также на метапредметные и личностные результаты. Качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами.
К новым образовательным результатам относятся:
Достичь их можно только в процессе новой по содержанию и по организационным формам учебной деятельности. Повышению эффективности образовательного процесса, формированию мотивации, системного мышления способствует проведение разнообразных типов уроков (межпредметные, интегрированные, уроки- исследования, экспедиции, уроки- диалоги, игры, конференции, уроки- викторины и т. д.) Хорошие результаты дает активное использование таких форм и методов обучения как проектная деятельность, творческие работы, экскурсии, проведение опытов, ролевые игры. При этом важная задача учителя – научить работать детей с информацией, получать ее из различных источников: от интересных людей, из книг, справочных пособий, энциклопедий, интернета -перерабатывать ее, анализировать, находить главное, систематизировать.
Как правило диагностика предметных образовательных результатов не является сложной для учителя и администратора. Внешние и внутренние мониторинги дают подробную картину изменения качества образования в динамике. Чего не скажешь о новых образовательных результатах. Отсутствуют полноценные, структурированные разработанные материалы диагностики метапредметных результатов школьников. Помощь оказывает СОИРО, предлагая участие в 1-2 мониторингах в год. Для реализации данных мониторингов затрачивается много ресурсов, в том числе материальных.
В 2018-2019 учебном году МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 приняла участие в Апробации инструментария и технологии мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности учащихся, которая проводилась с 18 по 21 мая в 24 регионах Российской Федерации. В ней приняли участие 10656 учащихся 5-х и 10140 учащихся 7-х классов, более 520 учителей из 344 образовательных организаций, более 50 специалистов из региональных и муниципальных органов управления образованием.
Участие в апробации было добровольным. В каждом регионе было предложено привлечь к апробации до 10 школ.
Таблица
Информация об участниках апробации инструментария и технологии мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности учащихся
№ |
Название региона |
Число школ |
Число учащихся 5-х классов |
Число учащихся 7-х классов |
1. |
Владимирская область |
50 |
877 |
911 |
2. |
Забайкальский край |
10 |
230 |
216 |
3. |
Ивановская область |
10 |
224 |
253 |
4. |
Иркутская область |
10 |
242 |
238 |
5. |
Кемеровская область |
76 |
1845 |
1766 |
6. |
Краснодарский край |
10 |
299 |
280 |
7. |
Красноярский край |
10 |
393 |
356 |
8. |
Московская область |
10 |
337 |
373 |
9. |
Новосибирская область |
12 |
687 |
626 |
10. |
Омская область |
10 |
340 |
316 |
11. |
Приморский край |
4 |
170 |
158 |
12. |
Псковская область |
10 |
177 |
164 |
13. |
Республика Алтай |
10 |
433 |
358 |
14. |
Республика Татарстан |
17 |
930 |
918 |
15. |
Ростовская область |
12 |
302 |
294 |
16. |
Санкт-Петербург |
10 |
662 |
575 |
17. |
Сахалинская область |
10 |
260 |
226 |
18. |
Свердловская область |
10 |
386 |
338 |
19. |
Смоленская область |
10 |
519 |
417 |
МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 16-17.05 |
44 |
47 |
||
20. |
Тамбовская область |
10 |
357 |
338 |
21. |
Тверская область |
10 |
216 |
255 |
22. |
Чеченская Республика |
1 |
24 |
42 |
23. |
Ямало-Ненецкий АО |
10 |
463 |
451 |
24. |
Ярославская область |
12 |
283 |
271 |
|
Итого: |
344 |
10656 |
10140 |
К проведению апробации сотрудниками ИСРО (Институт стратегических исследований в образовании) РАО была разработана система заданий, включающая различные ситуации из реальной жизни (132 комплексных ситуаций и множественных текстов и 513 отдельных заданий к предложенным ситуациям и текстам). На их основе было скомплектовано по 12 вариантов апробационной работы для учащихся 5 и 7 классов. Выполнение каждой работы было рассчитано на 2 урока.
Концептуальные рамки для мониторинга ФГ разрабатывались с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2019 году – 5 и 7 классов), но с ориентацией на рамки PISA-2021.
Основой для разработки банка заданий, как правило, являются различные ситуации реальной жизни. Тексты и ситуации для мониторинга функциональной грамотности в 2019 году подбирались с учетом возрастных особенностей учащихся 5 и 7 классов, релевантности для жизни, интереса учащихся и развития познавательной активности учащихся.
По каждой ситуации разработаны задания, оценивающие различные компетенции, обозначенные в концептуальных рамках. Задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Всего в каждом варианте работы 4 блока, связанных с разными составляющими функциональной грамотности. На выполнение каждого блока отводится 20 мин. Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Компоновка блоков в работе:
- В каждый вариант работы 7 класса включён блок по математической грамотности и блок по креативному мышлению. Блоки по читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, а также задания по глобальным компетенциям распределены по всем вариантам.
- В каждый вариант работы 5 класса включен блок по естественнонаучной грамотности и блок по креативному мышлению. Блоки по читательской, математической и финансовой грамотности, а также задания по глобальным компетенциям распределены по всем вариантам.
Оценка функциональной грамотноcти осуществлялась в ходе тестирования в режиме онлайн.
- Время выполнения – 2 урока.
- Работа состоит из 2-х частей. В каждой части по 2 блока заданий, всего 4 блока в каждом варианте работы. Среднее время выполнения блока заданий составляет 20 мин.
Ответы учащихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяется экспертами.
Таблица Данные об измерительных материалах, разработанных для проведения апробации инструментария и технологии мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности учащихся
Направление функциональной грамотности |
5 класс |
7 класс |
||
Число комплексных заданий |
Число отдельных вопросов-заданий |
Число комплексных заданий |
Число отдельных вопросов-заданий |
|
Математическая грамотность |
12 |
24 |
24 |
48 |
Читательская грамотность |
6 |
53 |
6 |
50 |
Естественнонаучная грамотность |
12 |
49 |
8 |
31 |
Финансовая грамотность |
12 |
48 |
16 |
48 |
Глобальные компетенции |
6 |
30 |
6 |
36 |
Креативное мышление |
12 |
49 |
12 |
47 |
Итого |
60 |
253 |
72 |
260 |
В настоящее время подводятся итоги апробации, идет подготовка базы ответов учащихся для удаленной проверки, завершается подготовка материалов для проведения экспертизы системы заданий и рекомендаций по оценке ответов учащихся региональными специалистами.
Решить проблему повышения функциональной грамотности школьников можно только:
- при системных комплексных изменениях в учебной деятельности учащихся;
- переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века» - функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных стратегий поведения в различных ситуациях.
Конечным результатом образования является мобильная, разносторонне развитая личность, способная адаптироваться к социально-экономическим изменениям и найти свое место в современном обществе. Сформированность этих качеств является основным компонентом образовательных результатов.