МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2

Директор

+7 (48144) 5-34-03

Заместитель директора

+7 (48144) 5-32-61

215750 Смоленская область, Дорогобужский район, пгт. Верхнеднепровский, ул. Комсомольская, д.18

Посмотреть на карте

Педагогический совет

31.08.2022 состоится заседание педагогического совета МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2.

Информация о районном педагогическом совете, видеообращение Министра просвещения  РФ С.С. Кравцова https://dorogobyzh.admin-smolensk.ru/struktura/strukturnye-podrazdeleniya/otdel-po-obrazovaniyu/deyatelnost-komiteta/2020-god-1114/

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

29.08.2019

Заместитель директора по УВР Шишкова Т.Н.

В соответствии с национальной доктриной образования Российской Федерации (2000 – 2025 г.г.) самой актуальной проблемой модернизации образовательной системы Российской Федерации является проблема повышения качества образования.

Совершенно очевидно, что  качеством образования в школе занимались всегда. Однако  образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

«Банк слагаемых» качественного образования:

- деятельность учителя, направленная на повышение качества знаний;
- рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний учащихся;
- использование информационных технологий в целях повышения качества знаний учащихся;

- роль мотивации в повышении качества знаний учащихся;
- личностно-ориентированный подход;
- работа со слабоуспевающими учащимися;
- роль мониторинга обученности, личных достижений, личностного роста каждого учащегося, коррекция знаний по результатам в повышении качества знаний учащихся.

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

  • организации образовательного процесса;
  • образовательных результатов;
  • квалификации педагогических работников.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и педагоги как участники образовательного процесса.

По итогам каждой четверти и учебного года учитель должен осуществлять глубокий анализ учебных достижений учащихся по учебным предметам. Анализируя, сколько учащихся обучаются на низком, удовлетворительном, среднем, достаточном и высоком уровнях, учитель намечает пути дальнейшей совместной деятельности с учащимися.

В МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 ведётся работа над совершенствованием системы обеспечения качества образования, представляющей собой совокупность средств и технологий, гарантирующих достижение таких образовательных результатов, которые отвечают заданным нормативам, критериям, стандартам и запросам потребителей.

Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется в рамках внутренней оценки, включающей различные оценочные процедуры (стартовая диагностика, текущая оценка, портфолио, процедуры внутреннего мониторинга образовательных достижений, промежуточная и итоговая аттестации обучающихся), а также процедур внешней оценки, включающей государственную итоговую аттестацию, независимую оценку качества подготовки обучающихся и мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.

            Для оценки результатов деятельности приоритетными являются оценочные процедуры, обеспечивающие определение динамики достижения обучающимися образовательных результатов в процессе обучения.

Динамика качества обученности по параллелям классов

Параллель классов

2016-2017 уч. год

2017 – 2018 уч. год

2018 – 2019 уч. год

всего

уч-ся

обучаются на 4 и 5

всего

уч-ся

 

обучаются на 4 и 5

всего

уч-ся

обучаются на 4 и 5

чел.

%

чел.

%

чел.

%

2 класс

52

29

56

59

36

62

55

33

60

3 класс

43

15

35

52

28

54

52

35

60

4 класс

50

30

60

44

13

30

56

24

49

Начальное общее образование

145

74

51

155

77

50

163

92

56,4

5 класс

50

17

34

53

31

58,5

46

13

28,3

6 класс

57

18

31,6

49

18

36,7

51

25

49

7 класс

57

18

31,6

59

23

39

47

12

25,5

8 класс

64

15

23,4

52

13

25

59

21

35,6

9 класс

40

15

37,5

55

18

32,7

51

13

25,5

Основное общее образование

258

83

32,2

268

103

38,4

254

84

33,1

10 класс

20

10

50

17

10

58,8

24

11

45,8

11 класс

22

10

45,45

21

12

57,1

14

11

78,6

Среднее общее

образование

42

20

47,6

38

22

57,9

38

22

57,9

По школе

445

177

40

461

202

43,8

445

198

44,5

Если раньше в стандартах речь шла только о предметных результатах, то теперь стандарт ориентируется также на метапредметные и личностные результаты. Качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами.

К новым образовательным результатам относятся:

  • овладение ключевыми компетенциями,
  • освоение новых умений и навыков,
  • развитие познавательных интересов,
  • развитие информационной культуры,
  • развитие ключевых компетенций (интерактивное использование цифрового учебного оборудования и программных инструментов, работа в группе),
  • освоение умений творчески применять знания в практических ситуациях,
  • сдвиг от поглощения информации к производству знаний и прочее.

Достичь их можно только в процессе новой по содержанию и по организационным формам учебной деятельности. Повышению эффективности образовательного процесса, формированию мотивации, системного мышления способствует проведение разнообразных типов уроков (межпредметные, интегрированные, уроки- исследования, экспедиции, уроки- диалоги, игры, конференции, уроки- викторины и т. д.) Хорошие результаты дает активное использование таких форм и методов обучения как проектная деятельность, творческие работы, экскурсии, проведение опытов, ролевые игры. При этом важная задача учителя – научить работать детей с информацией, получать ее из различных источников: от интересных людей, из книг, справочных пособий, энциклопедий, интернета -перерабатывать ее, анализировать, находить главное, систематизировать.

Как правило диагностика предметных образовательных результатов не является сложной для учителя и администратора. Внешние и внутренние мониторинги дают подробную картину изменения качества образования в динамике. Чего не скажешь о новых образовательных результатах. Отсутствуют полноценные, структурированные разработанные материалы диагностики метапредметных результатов школьников.  Помощь оказывает СОИРО, предлагая участие в 1-2 мониторингах в год. Для реализации данных мониторингов затрачивается много ресурсов, в том числе материальных.
      В 2018-2019 учебном году МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 приняла участие в Апробации инструментария и технологии мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности учащихся, которая проводилась  с 18 по 21 мая в 24 регионах Российской Федерации. В ней приняли участие 10656 учащихся 5-х и 10140 учащихся 7-х классов, более 520 учителей из 344 образовательных организаций, более 50 специалистов из региональных и муниципальных органов управления образованием.

Участие в апробации было добровольным. В каждом регионе было предложено привлечь к апробации до 10 школ.

Таблица

Информация об участниках апробации инструментария и технологии мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности учащихся

Название региона

Число школ

Число учащихся 5-х классов

Число учащихся 7-х классов

1.

Владимирская область

50

877

911

2.

Забайкальский край

10

230

216

3.

Ивановская область

10

224

253

4.

Иркутская область

10

242

238

5.

Кемеровская область

76

1845

1766

6.

Краснодарский край

10

299

280

7.

Красноярский край

10

393

356

8.

Московская область

10

337

373

9.

Новосибирская область

12

687

626

10.

Омская область

10

340

316

11.

Приморский край

4

170

158

12.

Псковская область

10

177

164

13.

Республика Алтай

10

433

358

14.

Республика Татарстан

17

930

918

15.

Ростовская область

12

302

294

16.

Санкт-Петербург

10

662

575

17.

Сахалинская область

10

260

226

18.

Свердловская область

10

386

338

19.

Смоленская область

10

519

417

МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 16-17.05

 

44

47

20.

Тамбовская область

10

357

338

21.

Тверская область

10

216

255

22.

Чеченская Республика

1

24

42

23.

Ямало-Ненецкий АО

10

463

451

24.

Ярославская область

12

283

271

 

Итого:

344

10656

10140

 

                К проведению апробации сотрудниками ИСРО (Институт стратегических исследований в образовании) РАО была разработана система заданий, включающая различные ситуации из реальной жизни (132 комплексных ситуаций и множественных текстов и 513 отдельных заданий к предложенным ситуациям и текстам). На их основе было скомплектовано по 12 вариантов апробационной работы для учащихся 5 и 7 классов. Выполнение каждой работы было рассчитано на 2 урока.

Концептуальные рамки для мониторинга ФГ разрабатывались с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2019 году – 5 и 7 классов), но с ориентацией на рамки PISA-2021.

Основой для разработки банка заданий, как правило, являются различные ситуации реальной жизни. Тексты и ситуации для мониторинга функциональной грамотности в 2019 году подбирались с учетом возрастных особенностей учащихся 5 и 7 классов, релевантности для жизни, интереса учащихся и развития познавательной активности учащихся.

По каждой ситуации разработаны задания, оценивающие различные компетенции, обозначенные в концептуальных рамках. Задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Всего в каждом варианте работы 4 блока, связанных с разными составляющими функциональной грамотности. На выполнение каждого блока отводится 20 мин. Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Компоновка блоков в работе:

- В каждый вариант работы 7 класса включён блок по математической грамотности и блок по креативному мышлению. Блоки по читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, а также задания по глобальным компетенциям распределены по всем вариантам.

- В каждый вариант работы 5 класса включен блок по естественнонаучной грамотности и блок по креативному мышлению. Блоки по читательской, математической и финансовой грамотности, а также задания по глобальным компетенциям распределены по всем вариантам.

Оценка функциональной грамотноcти осуществлялась в ходе тестирования в режиме онлайн.

- Время выполнения – 2 урока.

- Работа состоит из 2-х частей. В каждой части по 2 блока заданий, всего 4 блока в каждом варианте работы. Среднее время выполнения блока заданий составляет 20 мин.

Ответы учащихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяется экспертами.

Таблица Данные об измерительных материалах, разработанных для проведения апробации инструментария и технологии мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности учащихся

 

Направление функциональной грамотности

5 класс

7 класс

Число комплексных заданий

Число отдельных вопросов-заданий

Число комплексных заданий

Число отдельных вопросов-заданий

Математическая грамотность

12

24

24

48

Читательская грамотность

6

53

6

50

Естественнонаучная грамотность

12

49

8

31

Финансовая грамотность

12

48

16

48

Глобальные компетенции

6

30

6

36

Креативное мышление

12

49

12

47

Итого

60

253

72

260

            В настоящее время подводятся итоги апробации, идет подготовка базы ответов учащихся для удаленной проверки, завершается подготовка материалов для проведения экспертизы системы заданий и рекомендаций по оценке ответов учащихся региональными специалистами.

Решить проблему повышения функциональной грамотности школьников можно только:

- при системных комплексных изменениях в учебной деятельности учащихся;

- переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века» - функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных стратегий поведения в различных ситуациях.

Конечным результатом образования является мобильная, разносторонне развитая личность, способная адаптироваться к социально-экономическим изменениям и найти свое место в современном обществе. Сформированность этих качеств является основным компонентом образовательных результатов.

 

Контакты

Директор

Васин Юрий Александрович

dorwd2@mail.ru

+7 (48144) 5-34-03

Заместитель директора

+7 (48144) 5-32-61

E-mail: dorwd2@mail.ru

215750 Смоленская область, Дорогобужский район, пгт. Верхнеднепровский, ул. Комсомольская, д.18